На фотографиях видно, какое сложное оборудование (изготовленное в единичных экземплярах) используется сейчас для производства кистей. А сколько специальных знаний и умений необходимо для работы на таком оборудовании!
«Отзывчивое сердце, намётанный глаз, твердая рука… и лучшая кисть» – именно так великий немецкий художник Ансельм Фейербах (1829–1880) определил первую необходимость каждого художника. С первобытных времён и до наших дней основным способом выразить себя остаётся живопись. Кисти относятся к наиболее древним инструментам, которые использовал человек. В пещерах Альтамиры (Северная Испания) исследователи обнаружили мастерскую первобытного художника, где рядом с красящими пигментами находились кисти различных размеров, возраст которых достигал 20 тысяч лет (по сведениям Музея кистей и щёток в Бекхофене, Германия)!
Кисть представляла собой кость, в которую вставляли пучок волоса. Как видим, принцип изготовления кистей не так сильно изменился. Но все же цивилизация принесла художникам ощутимую пользу. Первые мануфактуры избавили их от необходимости самостоятельно изготавливать кисти, химическая промышленность подарила им кисти из синтетических материалов, которые служат достойным дополнением, а подчас и альтернативой кистям из натурального волоса.
Точная дата появления первых кистевязальных мануфактур неизвестна. В Европе первыми были французы, которые производили кисти ещё в XVIII веке (основание современной компании «SAUER» – Франция восходит к 1730 году). Со временем такие производства стали появляться и за её пределами. В качестве подмастерья Йохан Каспар Бюлер (1751–1799) обучался этому ремеслу во Франции, затем вернулся в Германию, а два его сына, также приобщавшиеся к этому мастерству, поселились в Бекхофене на Хайде (Германия) в 1810 году. Так в Германии возникла школа изготовления кистей. Немцы считают, что развитие кистевязальных мануфактур в Бекхофене связано с выгодным расположением города и частым проведением базарных дней. Я уверен, что и в России в те годы также были опытные кистевязы, но их мастерские не превратились в фабрики. Такие умельцы есть и по сей день, они продолжают обслуживать региональные народные промыслы, производя кисти по старинке, кустарно. Поскольку такие кисти имеют особые характеристики, которыми не обладает серийный товар, на них всегда будет устойчивый спрос.
Очень правдивой также представляется история появления фабрик по производству кистей одновременно во многих странах мира. В довоенной Германии существовало огромное количество мануфактур, где изготавливались кисти и щётки. Евреи обеспечивали эти мануфактуры сырьём и помогали сбывать товар. С приходом к власти национал-социалистов они эмигрировали из Германии, не захотев и на чужбине бросать своё доходное дело. В результате появилось множество фабрик по производству кистей во всём мире. Так утверждается в каталоге Музея кистей и щёток в Бекхофене. Стоит указать на некоторые совпадения. Именно в этот период в Кирове появилась первая артель по производству художественных кистей, где применялись технологии, похожие на немецкие. И про приезжего, который помог изготовить первые кисти, 20 лет назад мне рассказывали старожилы.
В 2008 году компания «Живописные кисти» закупила новые СТАНКИ по производству ручек для кистей, однако их полностью разобрали, а ряд узлов заменили на более совершенные, уже собственной конструкции. Полная замена станков на этом участке происходит уже в третий раз за последние восемь лет. И так во всём: если производитель хочет выпускать товар высокого качества, он должен иметь оборудование лучше, чем у конкурентов.
Некоторые считают, что наши кисти сделаны в Германии. Естественно, они изготавливаются в России, но на станках и по технологиям, разработанным в Германии. Конечно, профессионал всегда найдёт ряд отличий между нашими, кировскими кистями и кистями, произведёнными в Западной Европе или Китае. Например:
Отсюда.
http://www.roubloff.ru/index.php/ru/eto ... atsii.html